Железные «родственники» птички Тари.
Главной бедой третьего тысячелетия надо считать не СПИД, инфаркт или другие болезни, а обыкновенную ржавчину, — безапелляционно заявляет Николай Алексеевич. — Коррозионная гидра разрушает и поглощает все. Достаточно, наверное, отметить, что каждая вторая доменная печь работает на восполнение затрат, связанных с коррозией изделий из металла. Поэтому мы создали особенные высокоэффективные машины, способные бороться с этой бедой, и назвали их Тари, в честь маленькой бесстрашной птички из сказки Бориса Заходера Ма-тари-кари, которая помогла крокодилу очистить зубы и таким образом спасти их от разрушения. В арсенале украинского «Огнемаш-Украины уже целая линейка машин, очищающих реактивным способом всевозможные поверхности от ржавчины или подготавливающих их к последующим операциям при нанесении антикоррозионных покрытий, красок и других материалов. Например, абразивоструйная машина УкрТАРИ с ракетным ускорителем Факел-270 обрабатывает в час порядка 120 м2. Но это далеко не предел. Сравнительно недавно установлен рекорд скорости для машин, чистящих поверхности реактивной струей с абразивными частицами: 1250 м2 в час! Американские аналоги при тех же условиях позволяют обрабатывать всего 15-17 м2. Крупнейшая бельгийская компания Monnaie-Bays, работающая в этой области уже с 1884 года, узнав об инновационных изделиях украинских и российских специалистов, приняла участие в демонстрационных испытаниях и предложила использовать способ Гальченко для очистки различных объектов в Бельгии, Испании, Португалии и Франции. Очистка трубопровода
Многим потребителям хорошо известна «УкрТАРИ-250» — скоростная, ресурсосберегающая дробеструйная машина с пониженным пылеобразованием. Она предназначена для генерирования двухкомпонентной высоко-скоростной струи, дисперсионная среда которой — газ, а дисперсная — частицы абразива. Струю применяют в качестве рабочего инструмента для подготовки поверхностей под нанесение антикоррозионных покрытий, при очистке конструкций от загрязнений и продуктов коррозии, для улучшения декоративных свойств фасадов и малых архитектурных форм, а также для получения вскрытой фактуры природного камня с шероховатостью до 900 мкм.
Машина состоит из ствола длиной от 318 до 1920 мм и дозатора с акустическим широкополосным генератором, многоконтурным возбудителем, эжектором, активатором и торсионным влагоотделителем. Модель классическая, обечайка с конусом в нижней части и эллиптической заглушкой со стороны воронки. Устанавливается вертикально на три или четыре колеса, что позволяет без осложнений перемещать ее по стройплощадке.
Машины предназначены для скоростной, высококачественной и экономичной очистки мостов, резервуаров, судов, вагонов, автомобилей, строительных конструкций, технологического оборудования от окалины, загрязнений, продуктов коррозии, для удаления пыли, повышения шероховатости, а также для улучшения декоративных свойств фасадов и малых архитектурных форм, строений из дерева и имитации их «старения».
При применении в промышленности позволяет существенно улучшить качество металлургического сырья (например ферромарганца-88), очищать внутренние поверхности труб теплообменников от накипи, чугунные изделия и кокили от пригара.
Скоростная машина абразивоструйная «УкрТАРИ-350» модификации 2012 года позволяет без пыли очищать до 60 м2 в час при расходе абразива 10—11 кг на м2. Ее можно эксплуатировать в сырую погоду, зимой, а также под водой. Она способна удалять вязкие покрытия или резинобитумную мастику, что невозможно сделать другими способами.
Абразивоструйная «УкрТАРИ-250» отличается от своих предшественников более высокими эксплуатационными характеристиками. Ее КПД в 20—30 раз выше, чем у новейших машин мировых производителей подобной техники. После работы «УкрТАРИ-250» любая очищенная поверхность имеет высший класс подготовки. Спектр ее применения широчайший — от старых фасадов зданий и промышленных сооружений до всевозможных резервуаров, кузовов автомобилей, технологического оборудования; для восстановления и усиления несущей способности железобетонных конструкций, для очистки внутренних поверхностей труб теплообменников и так далее.
Каким же образом были найдены десятки оригинальных и максимально эффективных решений? По признанию изобретателя, они при-ходили как озарение. Нередко бывало так, что он просыпался ночью и хватался за ручку и листок бумаги, чтобы успеть записать формулы. Так пришла мысль использовать более длинное сопло (по сравнению с зарубежными) в очистительных машинах. За счет длины ствола значительно увеличилась скорость подачи абразивного вещества и сила его воздействия. Эта находка защищена тремя украинскими, двумя российскими, немецким, европейским патентами и международной заявкой.
Нож-огонь
В 2002 году Н. А. Гальченко был назначен руководителем российской программы «Пучина-400», связанной с подъемом затонувших судов. Перед ним стояла задача найти способ разрезания металла под водой на глубине до 400 м. Реактивные технологии и в этом случае оказались на высоте. В результате на свет появился огненож, генерирующий сверхзвуковую высокоэнтальпийную струю температурой 3500° (сталь плавится при 1540°).
— Мы провели испытания и доказали, что можем таким ножом резать металл «сотку» под водой со скоростью 19 погонных метров в час, — рассказывает Николай Алексеевич. — Так что теперь без труда можно порезать все затопленные суда, лежащие на глубинах до 400 метров. Ничего подобного в мире вы не найдете.
Затем были придуманы аналогичные ножи для резки бетона и других сверхпрочных материалов. А вот огнемеч, по мнению автора изобретения, прекрасно подходит для металлургических заводов. Представьте себе струю метровой длины (поэтому и меч, а не нож) и температурой 3500°, которая со скоростью 2800 м в секунду (порядка 11 тыс. км в час) разрезает вышедший из строя металлургический агрегат. При этом мощность двигателя установки — 3,4 МВт (для сравнения: мощность Обнинской атомной станции — 5 МВт).
Что делать?
«Надежный скоростной ракетный ускоритель продает себя сам» — написали в одном из рекламных буклетов менеджеры «Огнемаш-Украины», и не ошиблись. Продукция компании пользуется хорошим спросом, однако пока преимущественно за рубежом. Хотя уже сегодня, на-пример, очистительные технологии могли бы поработать на повышение экономических показателей украинской газотранспортной системы. Ведь в России обратились именно к Гальченко и его команде, когда встал вопрос об ускорении очистки газовых труб.
— Мы поставили свои ускорители на голландскую машину, увеличив в 10 раз ее производительность, — раскрывает секрет успеха операции Николай Алексеевич. — Так надо поступать и в Украине: определять проблемные зоны и выдавать госзаказы на создание или применение новой техники при решении подобных проблем. Привлекать к участию ведущие предприятия, такие как «Южмаш», КБ «Южное», «Огнемаш-Украины» и другие. Надо развивать свое производство и укреплять внутренние рынки. Не нужно пускать в страну американские трактора, если харьковский завод или днепропетровский «Южмаш» могут делать свои. Они ничем не хуже, а могут стать гораздо лучше, если заниматься их усовершенствованием. Ведь мы сумели создать очистительную технику, на порядок превосходящую зарубежные аналоги? Аналогично и в других отраслях, с другой продукцией. Вот это и будет решением важнейших экономических проблем.
|